Эссе

Эссе

«Я – учитель»

…Я люблю смотреть на ночное звёздное небо. Особенно в августе. В период звездопада. Период перед началом нового учебного года…Особенно, когда я на природе, вдали от городского шума. Звёздное небо как необъятный сказочный купол! Звёздочки мигают, то ярче, то тусклее, какие-то вдруг исчезают, а какие-то необыкновенно ярко вспыхивают!.. «Где заканчивается твой самый длинный волос, начинается вселенная», — писал Евгений Гришковец. И я вспоминаю эти строки, глядя на ночное звездное небо.

Мириадами звезд смотрит на меня вселенная. Почему Солнце, которое дарует нам жизнь, покидает нас ночью, опускаясь за горизонт? Разве так любит родитель своих детей? Разве это любовь?..

Но вселенная погружена в тишину. Как мудрый учитель, она не раз видела перед собой вопрошающего человека… А учитель?.. Перед его глазами проходят за годы работы сотни человеческих судеб, неповторимых, удивительных. И сколько среди них маленьких людей, готовящихся ко взрослой жизни, пришедших в школу – к нему, к Учителю… Любимые своими родителями, они учились любить других, учились понимать. И сколько для этого требовалось душевных сил этого человека, который из «теплых маминых рук» взял искреннее, открытое детское сердце… Взял бережно и нежно, потому что если как-то иначе, оно очерствеет, станет жестоким, ведь его так легко ранить…

Согревая уже своей любовью, Учитель, подобно большому Солнцу, что правит миром людей, даже находясь далеко, никогда не покидает их. Мы бесконечно любим своих детей, но порой пытаемся за них прожить их жизнь, излишне опекая, не доверяя… А Солнце? А Солнце не боится оставлять звезды, отправляясь за горизонт…

Вот так и Учитель живет в делах своих учеников, в них он вечен. И оставляя своих учеников на пороге выпуска из школы, он не покидает их. Он остается в сердцах, в душах своих воспитанников. Его мысли, его взгляды, его видение мира будут всплывать в памяти в самых сложных и самых счастливых моментах жизни. Жизненная позиция наставника становится критерием оценки поступков его учеников, если этот Учитель был ярким, как Солнце, если сумел зажечь искры огня познания в тех самых звездочек, мириадами сияющих на небосклоне. И пусть какие-то из них горят ярче, а какие-то малы и свет их не так ослепителен, они так же важны, ведь они часть вселенной…

Ты помнишь, было вокруг

Море цветов и звуков.

Из теплых маминых рук

Учитель взял твою руку.

Он ввел тебя в первый класс,

Торжественно и почтительно

Твоя рука и сейчас

В руке твоего Учителя!

Эти строки из школьной стенгазеты, выпущенной, в далеком моем детстве, старшеклассниками ко Дню Учителя, я, уже тогда мечтающая о профессии учителя, выучила наизусть. Они звучат в моей душе и по сей день, невольно ассоциируются с моей первой учительницей. Ведь это тепло ее сердца помогло мне с детства определиться с выбором профессии. Мне хотелось быть похожей на нее. Она была для нас Солнцем, согревающим нашу вселенную. Помню, какие увлекательные уроки она проводила. Часто это были уроки – путешествия, уроки-экскурсии. А весной и ранней осенью уроки развития речи – подготовки к сочинениям — она проводила в парке, который располагался рядом  с нашей школой. Нам было интересно на уроках Любови Яковлевны, так звали мою первую учительницу. Она была не просто учителем, но и воспитателем. Прекрасно знала обстановку в каждой семье: сотовых телефонов не было, и она приходила к ученикам домой, беседовала, смотрела, в каких условиях живет ее воспитанник, делала все, чтобы оказать помощь, если видела, что семья в затруднительном положении. И мы знали, что ее внимательный взгляд видит многое!

Сегодня перед школьными учителями много проблем (да и когда их, собственно, не было!). Но на что должен быть направлен взгляд педагога? Человека, который пришел в школу по призванию, конечно же, волнует вопрос о том, как добиться того, чтобы качество образования было высоким. Как строить свою работу так, чтобы ученики по окончании школы выходили не с «багажом» никому не нужных знаний (они забудутся очень быстро),  а подготовленными к взрослой жизни, сумевшими за десять лучших лет своей жизни, проведенных в школе, научиться тому, что им действительно в жизни пригодится. Я — учитель начальных классов. И прекрасно понимаю, что начальная школа – это фундамент. А ведь от прочности фундамента зависит долговечность здания. И на учителях начальной школы колоссальная ответственность. Поддержать тот огонек, с которым малыши-несмышленыши приходят в школу (а ведь все они очень ждут этого трепетного, важного момента), сделать так, чтобы он не только не погас (как это, увы, бывает порой), но и разгорелся, стал огнем жажды познания, жажды совершенствования! Что делаю для этого я?

Современное общество нуждается в оригинально и творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и не боящихся этого людях. Именно такого выпускника должен подготовить современный учитель. Для этого ему необходимо не просто владеть современными педагогическими инструментами, но и интегрируя их, создавать свои, авторские.

В работе стараюсь опираться на технологию практико-ориентированного обучения, которая предполагает такой способ организации обучения, при котором создаются условия для приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем, Современная наука идет вперед большими шагами, благодаря чему в нашей жизни появляется масса новых предметов, явлений, процессов, о которых мы должны постоянно получать знания. Интегрируя на своих уроках достижения различных наук, я стараюсь научить их учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, необходимые для полноценной и успешной жизнедеятельности. Практико-ориентированные задачи, проблемные ситуации, проекты – все это мой педагогический инструментарий, который помогает мотивировать детей на учебу. Когда они находят решение конкретной проблемы, видят фактическую пользу знаний, они начинают осознанно устанавливать определённые связи между данным и искомым в разных жизненных ситуациях. Как приятно видеть яркие огоньки в глазах воспитанников, когда они с твоей помощью открывают новые собственные функциональные знания. Я стараюсь каждый урок строить так, чтобы навсегда остаться в сердцах, душах и добрых воспоминаниях своих учеников, своих воспитанников, тех самых звездочек на огромном небосклоне жизни…

…И вот когда угли ночного костра догорают, остывая, отдавая последнее тепло, когда алеет рассвет и звезды на уже предутреннем августовском небе уже начинают гаснуть, во всей своей красоте над миром поднимается Солнце…Солнце, такое же вечное в делах своих детей. Такое же неутомимое. Такое же стремящееся обогреть своим теплом и дать свою любовь всему живому…

…Учитель … Кто он? … Проводник в мир знаний? Наставник? Тьютор? «Поставщик» образовательных услуг? Нет! Учитель – это наставник, который любовью и своим примером ведет по жизни своих учеников. И тогда Учитель в делах своих учеников вечен, как вечно Солнце в жизни нашей, жизни его детей…